Адрес райисполкома: 211361, Витебская
область, г.п. Бешенковичи, ул. Чуклая, 13
Телефон приемной: 8 (02131) 6-42-45
E-mail:priemnay@beshenkovichi.gov.by
Основным
документом, регулирующим правовые отношения в области защиты прав потребителей,
является Закон Республики Беларусь от 9 января 2002 года ”О защите прав потребителей“.
Действие настоящего Закона распространяется на отношения между потребителями и
изготовителями, продавцами, поставщиками, представителями, исполнителями,
ремонтными организациями, возникающие из договора розничной купли-продажи и
иных подобных договоров.
Кроме
данного Закона вопросы защиты прав потребителей регулируются Гражданским
кодексом Республики Беларусь, постановлениями Совета Министров Республики
Беларусь, иными документами, принятыми в развитие Закона.
Беларусь
подписала соглашение о согласованной политике в странах Содружества
Независимых Государств в этой сфере. Создан Консультативный совет
по защите прав потребителей государств — участников СНГ. Основными
задачами совета является содействие развитию и углублению сотрудничества,
формированию эффективной политики в сфере защиты прав потребителей
и равных условий для граждан в государствах — участниках СНГ,
а также созданию условий для защиты их потребительских прав
и интересов.
Важным
элементом государственной политики в сфере защиты прав потребителей является
информационно-просветительская работа. На сегодняшний день на республиканских и
региональных каналах периодически выходят тематические выпуски передач,
печатные средства массовой информации систематически освещают проблематику по защите
прав потребителей.
В
Республике Беларусь государственные органы осуществляют защиту прав
потребителей в рамках своей компетенции. Координацию деятельности
в данной области осуществляет Министерство антимонопольного регулирования
и торговли Республики Беларусь.
В
пределах района государственная защита прав потребителей и контроль за
соблюдением законодательства о защите прав потребителей осуществляется
уполномоченным по защите прав потребителей районного исполнительного комитета.
Уполномоченным
постоянно оказывается консультативная помощь с целью повышения грамотности
потребителей, обеспечивается размещение соответствующей информации на стендах и
официальном сайте и т.д.
Отделом
экономики Бешенковичского райисполкома рассмотрено 8 обращений по вопросам защиты прав потребителей, из них 7
– по вопросам возврата приобретенного товара, 1 – оказания услуг.
В
целях повышения квалификации, профессионального уровня уполномоченные по
защите прав потребителей ежегодно принимают участие в семинарах,
проводимых Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики
Беларусь.
Всемирный
день защиты прав потребителей ежегодно отмечается 15 марта во всем мире, и каждый год посвящен
одной из актуальных тем потребительских отношений.
По
сложившейся традиции тематику праздника каждый год определяет Международная
Федерация потребительских организаций.
В
2019 году темой Белорусского праздника дня защиты прав потребителей выбрана ˮЗащита прав потребителей в эпоху умных
технологий“ (ˮАбарона правоў спажыўцоў у эпоху разумных тэхналогій“).
Все
активнее в нашу жизнь входят цифровые технологии, которые изменяют характер
многих услуг и продуктов. Так к уже привычным услугам по обеспечению он-лайн
оплаты за приобретенные услуги и товары, сегодня добавилась возможность
пользоваться настройками автоплатежей на оплату ЖКУ, мобильной связи и
Интернета.
В
этой связи особое внимание необходимо уделять обеспечению соблюдения прав
потребителей на свободу выбора товара и на получение полной, достоверной и
понятной информации о товарах, работах услугах, а также об исполнителях,
продавцах, изготовителях и поставщиках в целях принятия потребителями
обоснованных решений относительно приобретения товаров (работ, услуг).
Доверие
и безопасность потребителей – залог успеха цифровой экономики.
Дистанционные
способы заключения договоров (купли-продажи товаров, выполнения работ, оказания
услуг) повсеместно используются в нашей повседневной жизни.
Организация
продажи потребительских товаров и оказание различных услуг посредством сети
Интернет развивается очень динамично. По состоянию на 1 января 2019 г. в
Торговом реестре Республики Беларусь зарегистрировано 698 действующих
интернет-магазинов субъектов хозяйствования Витебской области. С 2015
года их количество возросло более чем в 2 раза.
Всеобщее
понимание всех потребителей как правильно приобрести товары посредством сети
Интернет (средств связи, мобильных приложений и др.) может способствовать
правильному выбору продавца (исполнителя), а также восстановлению нарушенных
прав потребителей в случае приобретения товаров и оказания услуг ненадлежащего
качества.
Чтобы
оградить себя от недобросовестных продавцов в сети Интернет каждый потребитель
должен знать следующее:
1.
продавец на сайте Интернет - магазина должен довести до сведения потребителя на
белорусском или русском языке следующую информацию:
наименование
своей организации, юридический адрес, УНП (для индивидуального предпринимателя
- фамилию, имя, отчество, адрес, сведения о государственной регистрации и
наименовании органа осуществившего государственную регистрацию);
режим
работы магазина;
дату
регистрации интернет-магазина в Торговом реестре Республики Беларусь;
о
документах, подтверждающих факт приобретения товара, которые продавец обязан
выдавать покупателю вместе с товаром (образцы таких документов и порядок их
оформления размещаются на сайте интернет-магазина);
о товаре
(наименование, место нахождения изготовителя и импортера, а также при наличии
импортера, представителя, ремонтной организации, уполномоченной на устранение
недостатков товара и (или) его техническое обслуживание; установленные
гарантийные сроки на товар, дата изготовления и срок службы (срок годности или
срок хранения товара); цена товара; наличие товара в продаже; срок доставки
товара, цена и условия оплаты доставки товара);
2.
с 16 июня 2013 года в интернет-магазинах в обязательном порядке все без
исключения продавцы должны выдавать кассовый чек.
Предъявить
претензию по некачественному товару покупатель вправе и без чека при наличии
иных доказательств (например, при наличии сведений о продавце на упаковке
товара, в гарантийном талоне, расписке, наличии идентификационных знаков и
т.д.). При отсутствии доказательств приобретения товара у конкретного продавца,
последний может оспорить факт приобретения у него этого товара;
3.
при доставке товара, приобретенного в интернет-магазине потребитель должен
сопоставить информацию, полученную на сайте, с информацией в документах на
приобретенный товар (технический паспорт, гарантийные талоны), в которых в
обязательном порядке должна быть отметка о продавце (наименование, контактный
телефон, подпись продавца). Такие отметки, как имя и номер мобильного телефона
на указанных документах не допускаются, т.к. при выявлении недостатков
зачастую трудно потом установить продавца.
Покупатель
удостоверяет прием товара подписью в сопроводительных документах продавца;
4.
при приобретении товаров в интернет-магазине за покупателем сохраняются все
права, гарантированные Законом Республики Беларусь ”О защите прав
потребителей“.