Адрес райисполкома: 211361, Витебская
область, г.п. Бешенковичи, ул. Чуклая, 13
Телефон приемной: 8 (02131) 6-42-45
E-mail:priemnay@beshenkovichi.gov.by
ПРЕСС-РЕЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КУРСА «ПАПА ШКОЛЫ»
1. Важность вовлечения отцов в жизнь детей с первых минут и дней жизни.
Роль отца в жизни ребёнка – глубокая, постоянно развивающаяся тема, волнующая не только специалистов системы образования, здравоохранения, социальной защиты, но и обычных людей, готовящихся стать родителями, либо уже ставших ими.
Научно доказано наличие влияния отцов на раннее развитие ребёнка. Данные многих исследований показали, что отцы, подержавшие на руках ребёнка сразу после рождения, и в дальнейшем чаще играют со своими подрастающими детьми, больше времени проводят вместе. Было также установлено, что младенцы, имеющие близкого и активного отца, показывают более высокие оценки по тестам умственного и моторного развития, а впоследствии вырастают более отзывчивыми в социальном плане. Важным дополнительным фактом стало открытие, что в таких семьях отношения между супругами значительно более гармоничны, наблюдается единство целей и планов, низкая конфликтность.
В современном обществе сформировалась устойчивая позитивная тенденция и комфортное расширяющееся психологическое пространство для развития новой роли отца. Отец сегодня не только экономическая опора семьи, но, в первую очередь, - друг, учитель, помощник, счастливый супруг, ответственный родитель, созидательный член семьи и общества.
2. Истоки возникновения «Папа-групп» (Папа-Школ).
Около 20 лет назад шведский мастер по производству обуви Матс Бергрен, отец троих детей, заинтересовался темой отцовства и тем, как отец может быть полезен и интересен своим детям не только в виде «домашнего кошелька», но и как друг, учитель, соратник. С помощью местного профсоюза он начал создавать группы встреч будущих отцов в Южном Стокгольме. Сначала на этих группах мужчины просто говорили об экономических аспектах отцовства. Но позже, за счет инициативы самих мужчин, группы приобрели ту форму, которую мы сегодня называем «Папа-школами».
Социальная тенденция «мужчины работают с мужчинами» получила новое дыхание и в других странах скандинавского региона. Если во всём мире до сих пор мужское взаимодействие строится преимущественно на принципах явной или скрытой иерархической борьбы, то в социуме развитых стран всё большее развитие получает принцип мужского сотрудничества. Особенно ярко проявляется это в социальной сфере и в том, что связано с развитием и функционированием семьи и интересов местного сообщества.
Постепенно, от мужских общественных объединений, союзов и клубов произошёл переход с особым социально-психологическим технологиям, таким как «Папа-школы» или Центры по предотвращению домашнего и семейного насилия для мужчин, склонных к насильственному поведению.
В 2006-07 годах это движение докатилось до России и было поддержано в Ленинградской области как общественными организациями («Мужчины 21 Века»), так и Центрами социальной помощи семье и детям г.Санкт-Петербурга.
В г. Минске и Республике Беларусь первые «Папа-школы» заработали в конце 2009г. В настоящее время через них прошло более тысячи будущих отцов.
По предварительным отзывам отцов и членов охваченных семей, участие в «Папа-школе» существенно обогатило поведенческий репертуар молодого папы, позволило улучшить супружеские и детско-родительские отношения, помогло мужчинам глубже осознать свою отцовскую роль и ответственность за гармоничное развитие детей, укрепление семьи.
За это время сформировался новый запрос со стороны мужской отцовской общественности – курсы для пап, воспитывающих детей от 3х до 12-14 лет и специализированные курсы для пап подростков.
Необходимость осваивать новые направления деятельности привела к созданию идеи международного проекта «Создание устойчивой системы вовлечения отцов в жизнь детей и семьи», в котором примут участие российские, украинские, белорусские и шведские специалисты, модераторы, отцы.
Проект запущен в октябре 2013 г. на базе Республиканского благотворительного общественного объединения «Клуб Львов». Методическое и организационное сопровождение проекта осуществляют специалисты ГУ Минский городской центр социального обслуживания семьи и детей.
Краткое описание образовательного проекта «Папа школа»
Цели:
- содействие процессу достижения гендерного равенства в семейно-бытовой сфере;
- преодоление гендерных стереотипов и оказание целевой социально-психологической помощи мужчинам;
- содействие укреплению демографической безопасности государства на основе увеличения стабильности молодой семьи за счёт раскрытия отцовских и партнёрских качеств мужчин;
– создание условий для личностного роста мужчин - будущих отцов, формирование у них психологической культуры взаимоотношений в семье и культуры здорового образа жизни.
Задачи:
- укрепление института семьи с помощью оптимизации роли отца в семье, раскрытия потенциала будущих и молодых отцов;
- формирование позитивного социального образа ответственного отцовства;
- организация сотрудничества мужчин и женщин для достижения гендерного равенства;
- активизация и упорядочение работы по семейному просвещению и обучению различных категорий населения, в первую очередь родителей;
- психологическое просвещение молодых родителей о роли и влиянии матери и отца на процесс воспитания ребенка;
- вовлечение отцов в активную общественную социальную деятельность.
Ожидаемые результаты реализации образовательного проекта, их социальная значимость:
- укрепление детско-родительских и партнёрских (супружеских) взаимоотношений в молодых семьях;
- гармонизация семейной атмосферы, способствующая стабильности семейной системы и предрасположенности супругов к появлению дополнительных детей в семье;
- уменьшение факторов риска развода, приводящих к распаду семьи, снижение числа разводов в молодых семьях на первом-третьем году совместного проживания после рождения ребёнка;
- профилактика асоциальных форм поведения среди молодых мужчин;
- активизация социально значимой деятельности мужчин, направленной на сохранение института семьи, пропаганду ответственного отцовства;
- повышение уровня психологической, педагогической и правовой культуры родителей.
Краткое обоснование необходимости реализации образовательного проекта:
Инновационность проекта состоит в том, что групповую работу с молодыми отцами, ожидающими рождения ребенка или находящихся на этапе воспитания ребёнка в возрасте нескольких месяцев, проводят только мужчины, отцы, имеющие практический опыт воспитания детей либо теоретическую профессиональную подготовку по данному вопросу.
Предлагая использовать как форму работы формулу «от отца настоящего к отцу будущему», полагаем, что социально-психологическая поддержка будет носить наиболее доверительный для мужчин характер, особенно в тех ситуациях, когда мужчины выросли в неполных семьях и не имеют достаточного представления о позитивной роли отца. Информация и поддержка, полученная напрямую от мужчин, имеющих опыт отцовства и специальную подготовку для проведения занятий, позволит преодолеть ситуацию неуверенности, поддержать молодого мужчину в его самой важной роли – роли отца.
Результаты обширного длительного социологического исследования, проведённого в Швеции в 2007-2010 гг. по итогам 10 лет работы Папа-школ в этой стране показали, что папы, посещавшие Папа-школы, проводят значительно больше времени дома с маленькими детьми и воспитательное качество этого времяпровождения значительно выше. Это существенно снижает уровень безнадзорности и беспризорности детей не только в период раннего детства, но и в более поздние периоды семейной жизни, например, в подростковый период.
Количество разводов у отцов, прошедших Папа-школу, сократилось на 60 % по сравнению с выборкой, в которой опрашивались отцы не
посещавшие Папа-школу. В опрошенной выборке участников проекта (более 4000 мужчин) статистически подтверждено существенное (до 70%) сокращение количества случаев насилия в отношении женщин и детей в семье. Достоверно установленным фактом также является увеличение числа рождения «незапланированных» ранее семьёй детей, которые появляются в результате достигнутой гармонизации отношений супругов на опыте воспитания первого ребёнка при увеличившейся ответственности отца. Данная гармонизация является существенным фактором демографического прогресса в Швеции, достигнутого в последние десятилетия.
Подготовка мужчин к рождению ребенка имеет преимущественно не медицинский, а социально-психологический характер. Однако эта работа проводится в сотрудничестве с женскими консультациями, детскими поликлиниками как дополнительный компонент подготовки семьи к рождению ребенка и подготовки мужчины к ответственному отцовству. К участию в программе необходимо привлечь специалистов всех заинтересованных ведомств и представителей общественных организаций.
Заключение:
Информирование, обучение, подготовка к рождению ребенка молодых родителей – задача государственной важности. Особую, важную роль в создании благополучной семьи играет отец. Социально- просветительская работа с отцами – одно из приоритетных направлений государственной семейной политики, основа благополучия и стабильности страны.
Информационная система «Веб-портал «Гендерная статистика»