Адрес райисполкома: 211361, Витебская
область, г.п. Бешенковичи, ул. Чуклая, 13
Телефон приемной: 8 (02131) 6-42-45
E-mail:priemnay@beshenkovichi.gov.by
Охрана археологического наследия
Археологическое наследие – важная
составная часть всего культурного наследия Республики Беларусь, которое имеет в
первую очередь огромную научную ценность. В настоящее время правоотношения в
вопросе охраны археологического наследия регулируются в 17-й главе Кодекса
Республики Беларусь о культуре.
К
археологическому наследию относятся:
Археологические объекты – недвижимые
материальные объекты и их комплексы вместе с археологическими артефактами и
культурным слоем, которые возникли в результате жизни и деятельности человека
более 120 лет назад, сохранились в земле или на дне водоемов, имеют
историческое, художественное, научное или иное культурное значение и могут
соответствовать критериям для придания статуса историко-культурной ценности.
Памятники археологии – археологические
объекты и артефакты, которым в соответствии с действующим законодательством
присвоен статус историко-культурной ценности. При этом данный статус может быть
присвоен только изученным, а не просто выявленным археологическим объектам.
Археологические артефакты – движимые
материальные объекты, которые возникли в результате жизни и деятельности
человека более 120 лет назад, сохранились в культурном слое или на дне
водоемов, имеют историческое, художественное, научное или иное культурное
значение, могут соответствовать критериям для придания статуса
историко-культурной ценности, а также на момент выявления не имеют
собственника.
К археологическим объектам относят:
-
Остатки укрепленных поселений (древние города, городища, замки).
-
Остатки неукрепленных поселений (стоянки, поселения, отдельные жилища).
-
Остатки капитальных построек (зданий, сооружений).
-
Остатки культовых объектов (святилища, места осуществления обрядов, монастыри,
храмы).
-
Кресты, культовые камни, статуи, обелиски.
-
Курганы и наземные кладбища, отдельные могилы, некрополи, мавзолеи и другие
захоронения.
-
Инфраструктура сухопутных, водных и водно-волоковых путей.
-
Объекты иного назначения, соответствующие критериям археологического объекта.
Охрана
археологического наследия – направление культурной деятельности, включающее
систему организационных, правовых, экономических, материально-технических,
научных, информационных и других мер, направленных на выявление археологических
объектов и археологических артефактов, их изучение, учет, сохранение,
восстановление, содержание и использование, осуществляемые в целях сбережения и
умножения археологической наследия.
Все археологические артефакты, которые
обнаружены при проведении археологических исследований или случайно, подлежат
передаче в государственную собственность (ч. 2 ст. 124 Кодекса о культуре).
На территории Республики Беларусь
запрещаются приобретение, продажа, дарение, мена, залог археологических
артефактов, за исключением случаев: приобретения, продажи, дарения, мены,
залога археологических артефактов государственными музеями (государственным
музеям) и государственными научными организациями (государственным научным
организациям); приобретения, продажи, дарения, мены, залога археологических
артефактов, которые на 18 марта 2016 года находились во владении граждан и
юридических лиц и включены в реестр археологических артефактов, сформированный
Национальной академией наук Беларуси.
Учёт археологического наследия осуществляется
посредством включения выявленных движимых и недвижимых объектов в Реестр
археологических артефактов и Реестр археологических объектов, ведение которых
осуществляется Национальной академией наук Беларуси (Институтом истории НАН
Беларуси).
Поиск археологических объектов и
археологических артефактов может осуществляться только при проведении
археологических исследований на основании разрешения на право проведения
археологических исследований, выдаваемого Национальной академией наук Беларуси.
Разрешение в установленном порядке могут получить только лица, которые имеют
высшее образование по специальности ”археология“ или ”история (археология)“,
обладают научными практическими знаниями, необходимыми для проведения
археологических исследований и подготовки научного отчета о выполненных
археологических полевых работах, имеют практику участия в археологических
исследованиях в течение не менее два года в совокупности независимо от сроков
перерыва.
На территории Республики Беларуси
запрещено использование металлоискателей, георадаров и других технических
средств и инструментов для поиска археологических объектов и (или)
археологических артефактов, за исключением случаев использования названного
оборудования гражданином, на имя которого выдано разрешение на право проведения
археологических исследований, и участниками археологических исследований (ч.7.
ст. 127 Кодекса о культуре). За незаконный поиск археологических артефактов
предусмотрена административная, а в случае повреждения памятников археологии и
археологических объектов, уголовная ответственность.
Случайное обнаружение археологических
объектов и артефактов предполагает следующие действия граждан, юридических лиц
и местных органов власти. Лицо, которое случайно обнаружило в земле или на дне
природных и искусственных водоемов движимый или недвижимый материальный объект,
который может иметь историческое, художественное, научное или другое культурное
значение, обязано:
-
принять меры по ее сохранению;
-
безотлагательно приостановить работы или другую деятельность, которая может
оказать на нее воздействие;
-
не позднее двух календарных дней со дня ее обнаружения письменно уведомить
местный исполнительный и распорядительный орган базового территориального
уровня и в случае выявления движимой материальной культурной ценности передать
ее в горрайисполком на временное хранение.
Письменное сообщение о случайном выявлении
археологического объекта или артефакта должно включать: фамилию, собственное
имя, отчество (при его наличии), место жительства гражданина, индивидуального
предпринимателя, или название и место нахождения юридического лица, выявившего
материальную культурную ценность; сведения о месте обнаружения движимой
материальной культурной ценности; сведения о месте нахождения недвижимого
материального объекта.
Местный исполнительный и распорядительный
орган базового территориального уровня, который получил письменное уведомление
о профессионально обнаруженном археологическом объекте или археологическом
артефакте, осуществляет следующие действия:
-
не позднее двух календарных дней со дня получения письменного уведомления
направляет информацию о выраженной материальной культурной ценности в областную
комиссию по археологическим объектам и археологическим артефактам (на адрес
управления культуры Витебского облисполкома) для принятия решения об отнесении
культурной ценности к археологическому объекту или артефакту;
-
не позднее трех календарных дней со дня получения письменного уведомления
информирует Национальную академию наук Беларуси (Институт истории НАН Беларуси)
об обнаружении материальной культурной ценности;
в
случаях очевидного наличия в этой культурной ценности отличительных духовных,
художественных и документальных достоинств или ее отнесения к археологическому
артефакта принимает движимую материальную культурную ценность по акту
приема-передачи;
-
не позднее семи календарных дней со дня получения письменного уведомления о
профессиональном или случайном выявлении недвижимого материального культурного
ценности осуществляет ее осмотр и составляет акт осмотра.
-
не позднее десяти календарных дней со дня получения письменного уведомления о
профессиональном или случайном обнаружении недвижимой материальной культурной
ценности определяет временный режим содержания этой культурной ценности с
указанием срока его действия и в случае приостановления работ или иной деятельности
на недвижимой материальной культурной ценности, которые могут оказать на нее
воздействие, в связи с ее выявлением определяет период времени, на который
такие работы или иная деятельность приостанавливаются;
-
передает движимую материальную культурную ценность в случае ее отнесения к
археологическому артефакту в государственный музей.
Во время проведения земляных,
строительных, мелиоративных и иных работ для недопущения разрушения памятников
и объектов археологии предусматривается их изучение как на этапе проектных
изысканий, так и на этапе строительства объектов. В соответствии со статьей 129
Кодекса о культуре выполнение земляных, строительных, мелиоративных и иных
работ, осуществление иной деятельности на территории археологических объектов
разрешается по согласованию с местным исполнительным и распорядительным органом
базового территориального уровня, которое основано на соответствующем
заключении НАН Беларуси, только после разработки мер по охране археологических
объектов.
Меры по охране археологических объектов
включаются в проектную документацию на выполнение таких работ на территории
археологических объектов. Проектная документация на выполнение земляных,
строительных, мелиоративных и иных работ, осуществление иной деятельности на
территории археологических объектов, за исключением памятников археологии,
подлежит согласованию с НАН Беларуси в соответствии с законодательством об
административных процедурах. Подробно информация о данных административных
процедурах представлена на сайте Института истории НАН Беларуси.
Перечень мер по охране археологических
объектов при выполнении земляных, строительных, мелиоративных и иных работ,
осуществление иной деятельности на территории археологических объектов
предусмотрен статьей 130 Кодекса о культуре. Принятие тех или иных мер зависит
от конкретного археологического объекта и определяется на стадии подготовки
проектной документации. В соответствии с законодательством об административных
процедурах при разработке проектной документации необходимо обратиться в
Институт истории НАН Беларуси для выдачи заключения об отсутствии на территории
проведения земляных и строительных работ археологических объектов или
необходимости принятия мер по их охране.
При наличии на территории проведения
земляных и строительных работ археологических объектов в заключении Института
истории НАН Беларуси содержатся сведения о необходимости принятия конкретных
мер по их охране и определены расходы на их финансирование. При этом расходы на
обеспечение разработки и финансирования мер по охране археологических объектов
при проведении земляных, строительных и иных работ, осуществлении иной
деятельности на территории археологических объектов осуществляются физическими
и юридическими лицами, которые являются заказчиками таких работ.
Нарушение законодательства об охране
археологического наследия предусматривает административную и уголовную
ответственность.
При нарушении порядка проведения земляных
работ на памятниках археологии или в пределах зоны охраны культурного пласта
иных объектов наследия, виновные лица привлекаются к ответственности по
следующим статьям Кодекса об административных правонарушениях Республики
Беларусь:
Статья
20.2. ”Нарушение порядка и (или) условий выполнения работ на
историко-культурных ценностях либо совершение действий, создающих угрозу
историко-культурным ценностям“;
Статья
20.4. ”Нарушение режимов содержания и (или) использования зон охраны недвижимых
материальных историко-культурных ценностей“.
В случае уничтожения, повреждения либо
утраты историко-культурных ценностей или культурных ценностей, которым может
быть придан статус историко-культурной ценности (к этой категории относятся все
археологические объекты) виновное лицо должно быть привлечено к ответственности
по ст. 20.3 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь
(санкция: наложение штрафа в размере от пяти до тридцати базовых величин, на
индивидуального предпринимателя – от двадцати до ста базовых величин, а на
юридическое лицо – до пятисот базовых величин).
Ответственность за незаконный поиск и
оборот археологических артефактов предусмотрена в ст. 20.3 Кодекса об
административных правонарушениях Республики Беларусь: Поиск археологических
артефактов, осуществляемый без разрешения на право проведения археологических
исследований, – влечет наложение штрафа в размере от пятнадцати до пятидесяти
базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения,
орудий и средств совершения административного правонарушения или без
конфискации таких орудий и средств. Приобретение, продажа, дарение, мена, залог
археологических артефактов в случаях, запрещенных законодательными актами, при
отсутствии признаков незаконной предпринимательской деятельности – влекут
наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин с конфискацией
предмета административного правонарушения.
Действия по умышленному проведению
земляных и иных работ(включая незаконный поиск археологических артефактов на
археологических объектах и памятниках), которые привели к повреждению
культурного пласта и утрате им научного значения из-за перемешивания слоев,
содержат состав преступления, ответственность за которое предусмотрена в ст.
344 Уголовного кодекса Республики Беларусь (наказываются общественными
работами, или штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех
лет, или лишением свободы на тот же срок).
Незаконные раскопки курганов и иных
станинных захоронений, с целью изъятия из них археологических артефактов,
находящихся в захоронении, содержат состав преступления, ответственность за
которое предусмотрена в ст. 347 Уголовного кодекса Республики Беларусь
(наказываются штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех
лет, или лишением свободы на тот же срок).