Бешенковичский районный исполнительный комитет

Адрес райисполкома: 211361, Витебская область, г.п. Бешенковичи, ул. Чуклая, 13

Телефон приемной: 8 (02131) 6-42-45

E-mail: beshrik@vitebsk.by

Свято-Ильинская церковь Дворец Хрептовичей (Бешенковичская ДШИ) Озеро Островенское Центральная площадь районный Дом культуры Бешенковичский райисполком Курган Вечной Славы Над Бешенковичами ул.Молодёжная
Свято-Ильинская церковь
Свято-Ильинская церковь
Дворец Хрептовичей (Бешенковичская ДШИ)
Озеро Островенское
Центральная площадь
районный Дом культуры
Бешенковичский райисполком
Курган Вечной Славы
Над Бешенковичами
ул.Молодёжная

Земельные отношения

Основные положения Декрета Президента Республики Беларусь «О развитии предпринимательства»

Декрет Президента Республики Беларусь № 7 «О развитии предпринимательства», направлен на совершенствование предпринимательской деятельности и инвестиционного климата в стране.

Документом определены основные принципы взаимодействия госорганов и организаций и их должностных лиц с юрлицами и индивидуальными предпринимателями (далее – субъекты хозяйствования).

Правовым актом утвержден перечень видов экономической деятельности, о начале осуществления которых субъектам хозяйствования необходимо предоставлять сведения в местный исполнительный и распорядительный орган субъектом хозяйствования. Среди них:

  •  предоставление гостиничных услуг;
  • предоставление бытовых услуг;
  • предоставление услуг общественного питания;
  • оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств;
  • оказание туристических услуг;
  • производство текстильных материалов, швейных изделий;
  • выращивание сельскохозяйственных культур, животноводство и рыбоводство;
  • деятельность по оказанию психологической помощи и др.

 Кроме того, установлены санитарно-эпидемиологические требования, общие требования пожарной безопасности, требования в области охраны окружающей среды и ветеринарии к содержанию и эксплуатации капитальных строений, изолированных помещений и иных объектов, находящихся в собственности субъектов хозяйствования. Данные требования обязательны для исполнения всеми субъектами, осуществляющими экономическую деятельность.

Следует отметить, что обязательные для соблюдения субъектами хозяйствования технические нормативные правовые акты (ТНПА) должны пройти юридическую экспертизу на предмет их соответствия законодательным актам и постановлениям Совета Министров Республики Беларусь. Экспертиза будет проводится Национальным центром правовой информации.

Вышеуказанные ТНПА будут включаться в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь и официально публиковаться на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь.

Декретом установлен запрет на повышение налоговых ставок, а также на введение новых налогов, сборов (пошлин) до 2020 года.

Также субъектам хозяйствования, занимающимся розничной торговлей через интернет-магазин, предоставлено право с 1 января 2018 г. применять упрощенную систему налогообложения в порядке и на условиях, определенных главой 34 Налогового кодекса Республики Беларусь.

Кроме того, не производится взыскание налогов с субъектов хозяйствования в случае непредставления требования об их уплате в течение 5 лет со дня истечения срока уплаты. Исключение составляют случаи:

  •  превышения проверяемого периода 5 лет (согласно законодательным актам);
  • представления субъектами хозяйствования налоговых деклараций с внесенными изменениями и (или) дополнениями.

 Декретом определен срок в три месяца для обеспечения Советом Министров Республики Беларусь:

  •  разработки и размещения на едином портале электронных услуг и сайте государственного учреждения «Национальное агентство инвестиций и приватизации» методических рекомендаций по осуществлению субъектами хозяйствования наиболее распространенных видов экономической деятельности;
  • сокращения перечня объектов обязательного подтверждения соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь;
  • сокращения видов архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (их составляющих), которые осуществляются субъектами хозяйствования при наличии аттестатов соответствия;
  • корректировки обязательных для соблюдения требований ТНПА в части периодичности и объема контроля уполномоченными организациями продукции в процессе ее производства.

 

ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ОБ АГРОЭКОТУРИЗМЕ.
Комментарий к 
Указу
 Президента Республики Беларусь от 09.10.2017 № 365

Одна из мер по либерализации хозяйственной деятельности в отношении малого бизнеса - издание Указа Президента Республики Беларусь от 09.10.2017 № 365 «О развитии агроэкотуризма» (далее - Указ № 365), который не де-юре, но де-факто заменяет основной нормативный правовой акт в данной сфере - Указ Президента Республики Беларусь от 02.06.2006 № 372 «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь» (далее - Указ № 372).

Указ № 365 вступил в силу 12 января 2018 г. 

Справочно

Пункты 1-911 и 12 Указа № 372 с 12 января 2018 г. исключены.

 Субъекты агроэкотуризма согласно Указу № 365 вправе:

• привлекать физических лиц по трудовым договорам и (или) гражданско-правовым договорам (примечание 1) (часть третья п.1);

• возводитьна земельных участках, предоставленных им в установленном порядке для строительства и (или) обслуживания жилого дома, гостевые домики для временного пребывания агроэкотуристов, являющиеся принадлежностями (примечание 2) жилого дома. Гостевые домики не подлежат включению в жилищный фонд (п.3). 

Обратите внимание!

Как и ранее, деятельность в сфере агроэкотуризма не является предпринимательской и не требует регистрации в качестве ИП.

Сравнение ключевых положений Указов № 372 и № 365

В таблице представлены основные отличия положений Указа № 365 от Указа № 372.

Таблица

 

Указ № 372

Указ № 365

Терминология

Агроэкотуризм - временное пребывание граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - агроэкотуристы) в сельской местности, малых городских поселениях в целях получения услуг, указанных в п.5 Указа № 372, оказываемых субъектом агроэкотуризма для отдыха, оздоровления, ознакомления с природным потенциалом республики, национальными культурными традициями без занятия трудовой, предпринимательской, иной деятельностью, оплачиваемой и (или) приносящей прибыль (доход) из источника в месте пребывания;

Агроэкотуризм - деятельность, направленная на ознакомление агроэкотуристов с природным и культурным потенциалом республики, национальными традициями в процессе отдыха, оздоровления, временного пребывания в агроэкоусадьбах;

сельская местность - территория, входящая в пространственные пределы сельсоветов, за исключением территорий поселков городского типа и городов районного подчинения;

сельская местность - территория, входящая в пространственные пределы сельсоветов, за исключением территорий поселков городского типа и городов районного подчинения;

малые городские поселения - поселки городского типа, города районного подчинения с численностью населения до 20 тыс. человек;

малые городские поселения - поселки городского типа, города районного подчинения с численностью населения до 20 тыс. человек;

сельскохозяйственная организация - юридическое лицо, основным видом деятельности которого является производство (выращивание) и (или) переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее 50 % от общей суммы выручки (п.2)

сельскохозяйственная организация - юридическое лицо, основным видом деятельности которого является производство (выращивание) и (или) переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее 50 % от общей суммы выручки (примечание 3);

 

агроэкотурист - лицо, являющееся потребителем услуг в сфере агроэкотуризма;

 

агроэкоусадьба - жилой дом (жилые дома), в том числе с имеющимися при нем (при них) гостевыми домиками, принадлежащий (принадлежащие) на праве собственности субъекту агроэкотуризма - сельскохозяйственной организации, субъекту агроэкотуризма - физическому лицу и (или) члену (членам) его семьи, благоустроенный (благоустроенные) применительно к условиям соответствующего населенного пункта и расположенный (расположенные) на земельных участках в сельской местности, малых городских поселениях в одном населенном пункте либо разных населенных пунктах, если такие участки граничат друг с другом. Общее число комнат в агроэкоусадьбе для размещения агроэкотуристов не может превышать 10;

 

члены семьи физического лица - родители (усыновители), дети (в том числе усыновленные, удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, прадед, прабабка, правнуки, супруг (супруга), члены семьи супруга (супруги), в том числе умершего (умершей), опекун, попечитель и подопечный (п.12)

Субъекты агроэкотуризма

Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма в порядке, определенном в Указе № 372, вправе осуществлять (часть первая п.1):

Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма вправе осуществлять: (часть первая п.1):

- физические лица, постоянно проживающие в сельской местности, малых городских поселениях и ведущие личное подсобное хозяйство;

- физические лица, постоянно проживающие в одноквартирном или блокированном жилом доме, в том числе квартире в блокированном жилом доме, в сельской местности, малых городских поселениях, производящие сельскохозяйственную продукцию на земельных участках, предоставленных для строительства и (или) обслуживания жилого дома, или ведущие личное подсобное хозяйство на земельных участках, предоставленных для этих целей;

- сельскохозяйственные организации

- сельскохозяйственные организации

Обязательные условия для осуществления деятельности

Субъекты агроэкотуризма могут осуществлять деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма при наличии в совокупности следующих условий (п.4):

Субъекты агроэкотуризма могут осуществлять деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма при соблюдении в совокупности следующих условий (п.4):

- жилого дома (квартиры в жилом доме) или нескольких жилых домов (квартир в жилых домах), расположенных в сельской местности, малых городских поселениях, принадлежащих на праве собственности физическому лицу - субъекту агроэкотуризма и (или) члену его семьи либо сельскохозяйственной организации, отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям и благоустроенных применительно к условиям данного населенного пункта;

 

- свободных жилых комнат в жилом доме (части жилого дома) для размещения агроэкотуристов;

- наличие свободных комнат в агроэкоусадьбе для размещения агроэкотуристов;

- осуществлении субъектами агроэкотуризма деятельности по производству и (или) переработке сельскохозяйственной продукции;

- осуществление субъектами агроэкотуризма деятельности по производству и (или) переработке сельскохозяйственной продукции;

- возможностей для ознакомления агроэкотуристов с природными и архитектурными объектами, национальными культурными традициями соответствующей местности

- наличие возможностей для ознакомления агроэкотуристов с природными и архитектурными объектами, национальными культурными традициями соответствующей местности

Виды услуг в сфере агроэкотуризма

Субъекты агроэкотуризма вправе оказывать следующие виды услуг в сфере агроэкотуризма (п.5):

Субъекты агроэкотуризма вправе оказывать следующие виды услуг в сфере агроэкотуризма (п.5):

- предоставление жилых комнат для размещения агроэкотуристов, причем число таких комнат не должно превышать 10. При оказании услуг в сфере агроэкотуризма с использованием более 10 комнат эта деятельность признается предпринимательской, должна осуществляться с учетом требований законодательства и подлежит налогообложению в установленном порядке;

- предоставление комнат в агроэкоусадьбе для размещения агроэкотуристов;

- обеспечение агроэкотуристов питанием (как правило, с использованием продукции собственного производства);

- обеспечение агроэкотуристов питанием (как правило, с использованием продукции собственного производства);

- организация познавательных, спортивных и культурно-развлекательных экскурсий и программ;

- ознакомление агроэкотуристов с природными, сельскохозяйственными и архитектурными объектами, народными традициями соответствующей местности, проведение спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных и культурных мероприятий;

- иные услуги, связанные с приемом, размещением, транспортным и иным обслуживанием агроэкотуристов

- проведение презентаций, юбилеев, банкетов;

- оказание услуг бань, саун и душевых;

- катание на животных, за исключением диких, и гужевом транспорте;

- предоставление инвентаря для спорта и отдыха;

- транспортное обслуживание агроэкотуристов

 

Перечень видов услуг в сфере агроэкотуризма существенно дополнен за счет организации свадеб и подобных мероприятий, услуг бань, саун. Ранее они входили в «иные услуги» и фактически осуществлялись. Вместе с тем новый перечень закрытыйи не подлежит расширительному толкованию.

Договор на оказание услуг

По-прежнему между субъектами агроэкотуризма и агроэкотуристами либо между субъектами агроэкотуризма и туроператорами (иными организациями) заключаются в письменной форме договоры на оказание услуг в сфере агроэкотуризма. При этом новым требованием к данному договору является перечисление в нем видов оказываемых услуг (п.6 Указа № 365).

Способ заключения - присоединение к договору, то есть агроэкотурист вправе принять предложенные условия не иначе как целиком (ст.398 ГК).

Однако субъект агроэкотуризма ограничен в выборе условий таких договоров, поскольку условия Типового договора на оказание услуг в сфере агроэкотуризма, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.06.2006 № 818 (далее - Типовой договор), обязательны (примечание 4) (п.4 ст.396 ГК).

В Указе № 365 появилось требование для субъектов агроэкотуризма хранить договоры на оказание услуг в сфере агроэкотуризма, заключенные между субъектами агроэкотуризма и агроэкотуристами,не менее 3 лет после проведения налоговыми органами проверкисоблюдения налогового законодательства (часть пятая п.6).

Налогообложение субъектов агроэкотуризма

Ситуация с налогообложением не поменялась.

До начала осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма субъекты агроэкотуризма обязаны уплатить сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма и направить письменное уведомлениепо форме, установленной Министерством спорта и туризма Республики Беларусь, с указанием даты начала осуществления такой деятельности в районный исполнительный комитет по месту нахождения агроэкоусадьбы. Райисполком в течение 5 рабочих дней с даты получения уведомления направляет копию такого уведомления в налоговый орган по месту нахождения агроэкоусадьбы субъекта агроэкотуризма - физического лица (по месту постановки на учет субъекта агроэкотуризма - сельскохозяйственной организации) (п.7Указа № 365).

Затем ежегодно до 10 января года, следующего за отчетным, субъекты агроэкотуризма обязаны представлять в налоговый орган информацию о заключении (незаключении, отсутствии) договоров на оказание услуг в сфере агроэкотуризма в отчетном году по форме, установленной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 24.01.2011 № 4 (п.8 Указа № 365). 

Обратите внимание!

Порядок налогообложения субъектов агроэкотуризма регулируется не Указом № 365, а Налоговым кодексом Республики Беларусь (далее - НК).

 Особый налоговый режим, предусматривающий уплату сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, установлен главой 41 НК.

Плательщики данного сбора освобождаются от уплаты иных налогов, сборов (пошлин) в части доходов (прибыли, выручки), полученных от осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма (п.2 ст.323 НК).

Ставка сбора (вне зависимости от количества осуществляемых видов услуг в сфере агроэкотуризма) устанавливается в размере 1 БВ в календарный год, определяемой на момент его уплаты (п.2 ст.324 НК).

Уплата сбора производится за полный последующий календарный год - не позднее 28-го числа последнего месяца текущего календарного года, в котором осуществляется деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, а также в иных случаях до начала осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма (ст.325НК).

Проверка субъектов агроэкотуризма и их ответственность

В течение 2 лет со дня первоначальной уплаты сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма запрещено проведение проверок субъектов агроэкотуризма, за исключением случая назначения внеплановой проверки (абзац 6 п.4 Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»).

За осуществление физическим лицом или сельскохозяйственной организацией деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма без уплаты сбора, и (или) без подачи заявления в налоговый орган о постановке на учет, и (или) без извещениясоответствующего Совета депутатов первичного территориального уровня, и (или) без заключения договора на оказание услуг в сфере агроэкотуризма предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере от 1 до 10 БВ (часть 1 ст.23.74 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях; далее - КоАП).

Непредставление физическим лицом или сельскохозяйственной организацией в налоговый орган информации по установленной форме о договорах на оказание услуг в сфере агроэкотуризма, заключенных в истекшем году, влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от 1 до 5 БВ (часть 2 ст.23.74 КоАП). 

Справочно

Рассматривать административные дела и составлять протоколы об административных правонарушениях по ст.23.74 КоАП вправе (ст.3.3 и 3.13 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях):

• сельский, поселковый исполнительный комитет (за правонарушения, совершенные при осуществлении деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма без извещения соответствующего Совета депутатов первичного территориального уровня и (или) без заключения договора на оказание услуг в сфере агроэкотуризма);

• налоговые органы (во всех других случаях).

 Примечание 1. В соответствии с разъяснением Министерства спорта и туризма Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.05.2011 № 10-02/448/01-01-27/2562п/3-2-10/2025 «Разъяснения по вопросу привлечения рабочей силы субъектом агроэкотуризма (физическим лицом)» физические лица - субъекты агроэкотуризма могут привлекать: домашних работников по трудовым договорам (глава 26 Трудового кодекса Республики Беларусь) и работников по гражданско-правовым договорам (работа носит краткосрочный характер).

Примечание 2. Принадлежность главной вещи - термин из ст.135 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК). Главная особенность принадлежности в том, что она, как правило, следует судьбе главной вещи (в случае продажи, наследования и т. д.).

Примечание 3. Юридическое лицо - это не только колхоз или другое сельскохозяйственное предприятие, но и крестьянское (фермерское) хозяйство, следовательно, оно также вправе заниматься агроэкотуризмом.

Примечание 4. Типовой договор предусматривает две формы:

1) договор собственника жилого дома (части жилого дома) с агроэкотуристом. Он является разновидностью договора имущественного найма с дополнительными элементами договора возмездного оказания услуг (с разделением этих сумм отдельными строками в договоре). Тогда как обычный договор оказания туристических услуг - разновидность договора возмездного оказания услуг (ст.17 Закона Республики Беларусь от 25.11.1999 № 326-З «О туризме»).

В сфере агроэкотуризма на первое место выходит именно предоставление помещения, из-за чего договор начинает приобретать смешанный характер (п.2 ст.391 ГК).

Обязательства исполнителя делятся на основные и факультативные. К числу последних относятся, например, обеспечение заказчика питанием (как правило, с использованием продукции собственного производства), ознакомление агроэкотуристов с природными, сельскохозяйственными и архитектурными объектами, народными традициями соответствующей местности, проведение спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных и культурных мероприятий.

На такой договор в полной мере распространяется действие ЗаконаРеспублики Беларусь от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей»;

2) договор собственника жилого дома (части жилого дома) с туроператором. Данный договор содержит во многом аналогичные условия с той лишь разницей, что на стороне потребителя появляется посредник, который берет на себя организацию формируемого им тура. Но это не потребительский договор, он направлен лишь на обеспечение оказания туристической услуги.

Интернет-ресурсы